Тома де Томон (1760 – 1813)

28 марта 1799 года в Россию приехал известный швейцарский архитектор Томас Томсон. До этого он жил в Берне, Риме, Париже, Вене, хотя строил только в Вене. Главное сооружение всей его жизни – Биржа в Санкт-Петербурге.

Еще в 18 веке стало ясно, что для образовавшегося на стрелке Васильевского острова порта нужно строить биржу. На этом месте еще в 18 веке возведено (правда, не до конца) было здание по проекту Кваренги. Но здание Кваренги не отвечало новым потребностям. Место это омывается двумя рукавами Невы, его можно назвать «замковым камнем» большого ансамбля. Именно так и было решено создавать новое здание, как ключевое на стрелке. 12 июня 1804 года был подписан генеральный план перестройки Стрелки. Подписал его будущий великий строитель Адмиралтейства Андриан Захаров, который принял активное участие в работе над проектом Биржи. Именно Захаров предложил расположить здание точно по центральной оси Стрелки и дополнить весь ансамбль перестройкой корпусов Академии наук, которые вместе с Биржей должны были составить целостный ансамбль. Тома де Томон закруглил неровные очертания Стрелки острова. В дно Невы были забиты тысячи свай, подсыпаны массы земли, берег выдвинулся на 122 метра. Образовалась круглая площадь, по бокам которой Томон поставил две ростральные колонны, появилась гранитная набережная и пологие спуски к воде – пандусы. Ростры сделаны из камня, кирпича и меди. Они по четырем ярусам украшены изображениями носов кораблей. Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, которая ведет к верхней площадке, где были установлены два маяка. Подножия колонн украшают скульптурные группы Нептуна, Невы и Волхова против главного фасада Биржи. По другую строну – Навигация и Меркурий. В создании скульптур принимали участие уже известные нам Пименов, Демут-Малиновский и другие.

Само здание Биржи – периптер по образцу греческих созданий. Например, Парфенон в Афинах, храм Посейдона в Пестуме. Биржа построена по закону четкого геометризма форм, простого и ясного членения ярусов, мощности и монументальности. Фронтон находится не на одном уровне с карнизом, а углублен, что придает зданию живописность. Биржа украшена 44 колоннами строгого дорического ордера без каннелюр: по 10 на фасадах и по 12 с боков. Принцип постановки колонн в интерьере Биржи связан с тем, что от мощных наружных колонн зритель постепенно попадает в пространство, где колонны становятся все меньше, и завершается проход внутрь сооружения созерцанием небольших колонн ионического ордера, которые образую портик и стоят около стен. Главная сущность Биржи в том, что через мощную внешнюю колоннаду она связана с окружающей ее природой. Колоннада немного оторвана от стены, что придает ей вид галереи. Фронтон Биржи не строго треугольный, он украшен полуциркульным окном, арки которого служат обрамлением для центральной скульптурной композиции фронтона. В антаблементе Томон первоначально использовал скульптуру в метопах (барельеф), но потом отказался от этого и оставил метопы пустыми, что придало зданию еще более строгий и монументальный характер. Так сложился один из наиболее совершенных ансамблей Петербурга, образуемый Петропавловской крепостью, Зимним дворцом и зданием Биржи.

Главное меню


Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.timearchitect.ru