Андриан Захаров (1761 – 1811)

Центральной фигурой первого десятилетия 19 века можно назвать этого архитектора. Выпускник Академии художеств, ученик Шальгрена в Париже (Шальгрен – автор Триумфальной арки на площади Звезды), Андриан Дмитриевич Захаров создал главное сооружение эпохи –

новое здание Адмиралтейства.

К этому времени старое здание главного морского корпуса - Адмиралтейство работы Коробова – уже имело неказистый вид, обветшало. Захаров должен был сохранить все, что уцелело. Он начал с подновления старой постройки, центром которой была башня со шпилем, возведенная за 80 лет до этого. Он сохранил шпиль, но вышел за рамки простого подновления. Захаров избрал простые геометрические формы, гладкие стены, прямые углы, кубические объемы – все признаки монументального мышления. Все это усиливает мощь сооружения. Главный фасад растянулся на 400 метров, но монотонного впечатления он не производит. Захаров его разнообразит ризалитами – портиками и лоджиями, которые он выдвинул вперед. Композиция последовательна и логична. П-образная конфигурация, один объем вложен в другой. Внешний объем – морское ведомство, меньший – мастерские. Боковые фасады выходят к Неве. Центральная часть – мощный куб с прорезной аркой, над кубом другие, более легкие объемы, завершающиеся шпилем, в который, как в футляр, Захаров заключил старый шпиль Коробова. Боковые павильоны напоминают центральный куб, но меньших размеров. Каждая сторона центрального куба украшена восьмиколонным ионическим портиком, карниз завершается скульптурой. Сама форма башни традиционна для Петербурга и перекликается с Петропавловским шпилем колокольни, со шпилем Михайловского замка и возникшей позже Александровской колонной. Темы скульптуры были разработаны Захаровым. Главная идея – прославление морского могущества России. По сторонам главных ворот – две группы нимф, поддерживающие земные сферы. Автор – Щедрин. Над воротами лента – фриз «Зарождение флота в России» Автор – Теребенев. На башне статуи стихий. Авторы – Пименов, Демут-Малиновский, Щедрин. Другие скульптуры символизируют времена года, стороны света, моря и реки. В творении Захарова можно увидеть и связь с древнерусскими традициями. Гладкие стены Адмиралтейства напоминают гладкие стены монастырей, башня с ярусным построением – монастырские колокольни, но все это глубоко переосмыслено архитектором. Кроме Адмиралтейства Захаров строил в губернских городах склады, госпитали, проектировал здания, но Адмиралтейство – вершина его деятельности и высшая точка в развитии русского классицизма.

Главное меню


Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.timearchitect.ru