Дворцовая площадь, здание Главного штаба и министерств (1818 – 1829)

В 19 веке Дворцовая площадь получила свое завершение. Это произошло в эпоху торжества классицизма, причем такой его разновидности как ампир. Для ампира характерны торжественность, грандиозность, богатый декор, включающий в себя элементы воинского снаряжения: доспехи, знамена, оружие. Явная ориентация на римское искусство с его культом государственности, пышностью и великолепием заметна и в произведениях лучших русских архитекторов первой трети 19 века.

Завершение ансамбля Дворцовой площади связано с деятельностью Карла Ивановича Росси. Сын придворного певчего, К.И. Росси жил и воспитывался в России. Его деятельность пришлась на время после победы над Наполеоном, когда Петербург превращался в грандиозную европейскую столицу. Для деятельности К. И. Росси характерно мышление целыми архитектурными комплексами. Он проектировал площади и улицы, целые градостроительные системы, все это сказалось и в завершении ансамбля Дворцовой площади. К. И. Росси создает полукруглую площадь, по ее линии ставит мощный полукруг двух корпусов Главного штаба и объединяет их огромной аркой, перекинутой через улицу между ними. С уже имевшимся великолепным Зимним дворцом Ф. Б. Растрелли площадь составила замкнутый ансамбль. Довольно простые формы арки Главного штаба контрастируют с великолепием Зимнего дворца. Росси маскирует кривизну Большой Морской улицы, которая выходит к площади от Невского проспекта под углом, а не по прямой оси. Для этого Росси поставил две арки под углом одна к другой, а поворот улицы перенес в самый ее конец. Только пройдя первую арку и повернув налево, мы через арку видим по прямой оси Зимний и Александровскую колонну. Сама арка решена необыкновенно интересно. Росси превратил два нижних этажа в гигантский цоколь (нижняя часть наружной стены здания лежит на фундаменте) и поставил на нем десять колонн коринфского ордера. Арка как бы врастает в развернутое амфитеатром огромное здание. Увенчав аттик квадригой с шестеркой коней, Росси создал уникальную композицию. Квадригу ведут воины, на колеснице фигура Славы. Авторы Пименов и Демут-Малиновский. Материал – листовая медь. Все это придает сооружению триумфальный, монументальный характер. Правая часть площади соединяется с Разводной площадью, ведущей к Неве, и соседствует с Адмиралтейской. Так как на месте зданий Главного штаба было немало других сооружений, Росси включил целый ряд их в свою композицию и увидеть разнообразие этих сооружений можно только сверху. Комплекс Дворцовой площади стал представлять исключительную по разнообразию, цельности и красоте композицию.

Главное меню


Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.timearchitect.ru