Современный бетон на строительном рынке
Страница 1

Ситуация

Анализируются наиболее значительные достижения американских, японских, британских, французских и некоторых других институтов и центров, которые развивают технологии производства бетонов и разрабатывают новые его разновидности.

Бетон, как и его природная разновидность - камень, наряду с деревом издревле служат человечеству надежным щитом от неблагоприятных природных явлений. Конструкции из него при качественном исполнении и правильной эксплуатации, как показывает исторический опыт, служат весьма долго, не причиняя вреда ни человеку, ни природе. Это дало право специалистам причислить его к так называемым "биопозитивным" или "природоохранным" материалам. По объемам применения - свыше 6 млрд. т ежегодно, т.е. более 1 т на каждого жителя планеты, бетон прочно держится среди лидеров мирового производства, обладая, практически неограниченными сырьевыми ресурсами, в т.ч. повторного использования. Эти и другие особенности бетона, а также возможность широкого использования отходов его промышленного производства и строительного лома делают его заметным фактором в реализации мировой концепции устойчивого развития мировой экономики.

Однако бетон имеет и известные недостатки, которые ограничивают как объемы, так и области его применения. В основном это технологические трудности изготовления, высокая энергоемкость, невысокое качество поверхности изделий, большой собственный вес. Решением всех вышеназванных проблем занимаются научные центры, технические ВУЗы и научно-производственные национальные и международные организации во многих странах мира. Среди них следует особо выделить Американский институт бетона ACI, который отмечал в прошлом году свое столетие, RILEM, FIB, ERMCO, ISO, а также японские, британские, французские и некоторые другие центры, которые занимаются развитием технологии производства бетона и разработками новых его разновидностей.

Если рассматривать постоянную номенклатуру производимых ныне бетонов на нашем рынке, то приблизительно у всех она одинакова. Производители выпускают лишь те марки, которые востребованы на строительном рынке. В частности, лидеры рынка ("Объединение 45", СЗНК, "Метробетон", "Ленстройдеталь") выпускают одинаковый ассортимент. Однако если определять лидера по конкурентным преимуществам, то вряд ли цена будет доминирующим фактором. Если совсем недавно небольшие компании демпинговали, выпуская сравнительно дешевый (при этом не всегда качественный бетон), а потребители шли на покупку и использование данного продукта, то в последнее время за счет снижения маржи и изменившейся экономической ситуации крупные производители также снизили цены, качество же осталось прежним.

Компания-лидер сегодня – это компания, способная выпускать качественный бетон, широкий ассортимент, гибко подходить к каждому клиенту и удовлетворять его в вопросе стоимости бетона, а также обеспечивать своевременную логистику и развиваться инновационно. Последнее особенно актуально.

Понятно, что среди крупных компаний фактор цены может быть сведен к минимуму, так как по качеству они приблизительно равны. Ценовые войны – удел для мелких производителей, но если исходить из практики, то именно крупные производители сегодня в состоянии предложить наиболее привлекательную цену и достойный сервис. Причина – большое количество производств, как правило, они создаются в разных регионах, так, чтобы максимально покрыть территорию области и города.

Со временем мелкие производители перестанут составлять конкуренцию лидерам рынка, поскольку важными факторами становятся техническое оснащение и наличие квалифицированного персонала. Вопрос закупки сырья, энергетических ресурсов, финансовых вливаний – это то, что крупной компании решить гораздо проще, чем маленькой. Мобильность и цена – уже не козырь. Качество и инновационность – залог успеха.

Однако, надо отдать должное, есть маленькие компании, которые стремятся предложить широкий ассортимент продукции именно за счет инноваций. Экономия цемента и правильный подбор состава смеси, широкий ассортимент работа с различного рода добавками становятся конкурентным преимуществом.

Развитие рынка цемента

Цемент – тот дефицитный материал, которого нам всегда не хватало. В советское время были жесткие квоты, сейчас наблюдается изношенность производства и коррупционный сговор. Многие предприниматели выдавили максимум из производств, не вложив ни копейки в их модернизацию. Такой подход, к сожалению, довольно типичен для России и касается не только цементной отрасли, по сути, отсутствие модернизации стало "хорошим" тоном российского бизнеса.

В текущем развитии мы в основном производим цемент по старой мокрой энергоемкой технологии, что не делает чести нашей строительной отрасли. Но что есть, то есть. Когда наступил цементный кризис, инспирированный группой производителей, многие начали импортировать цемент из-за границы, причем цемент не всегда был качественным. Такой "казус" возник и с китайским, и турецким цементом. При этом надо отдать должное – норвежский цемент у нас шел, так сказать, без купюр. Именно вопрос развития цементной отрасли, обеспечение стабильного качества продукции должны стать заботой не только собственников и строителей, но и государства. Наше отставание в цементной отрасли (как и во многих других стратегически важных отраслях) уже критично.

Страницы: 1 2 3

Главное меню


Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.timearchitect.ru